О танце

 

Чхау – форма исполнительского искусства c плато Чхота Нагпур, расположенного в Восточной Индии. В настоящее время территория поделена между штатами Джаркханд, Орисса и Западная Бенгалия. Этот глухой лесной район никогда не был однородным: сюда вытеснялись племена из близлежащих областей, территория переходила от одной к другой административной единице, здесь располагалось множество мелких княжеств, самыми заметными из которых были Серайкела  (сейчас принадлежит штату Джаркханд) и Маюрбханж (сейчас - в штате Орисса). Отсюда происходят два одноимённых стиля Чхау. И Серайкела Чхау, и Маюрбханж Чхау, развивались под покровительством княжеских дворов. Третий из известных сегодня - Пурулиа Чхау (район Пурулиа сейчас на территории Западной Бенгалии, никогда не был княжеством, здесь почти полностью крестьянское население) представляет собой, по большему счёту, народный театр, подражание увеселениям княжеского двора в представлении сельских жителей.

Есть много вариантов происхождения слова «Чхау». Это и «чхая» (санскр.) – «тень, маска»; и санскритский корень «чхадма» – «маскироваться, ходить украдкой, изменять облик»; «чхавани» (с языка ория) – «воинский палаточный лагерь»; «чхак» – «привидение», «чхата» – «быть одержимым духом». Есть предположение, что тибетское слово «чхам» – «маска», то же связано с Чхау, т.к. Бенгалия и Тибет имели культурные связи.

Однако исполнительское искусство под именем «чхау» стало известно лишь к концу XIX века. До этого употреблялись такие названия, как «Амдалия Джамдалия», «пари кханда» (буквально – «щит и меч», упражнения с оружием), «пайкали» – техника солдата-пехотинца, «рукмар натья» – танец, изображающий нападение и защиту, «джуджа» – инсценировка сражения. Однако мы можем лишь предполагать, что собой представляли эти действа.

Как считают этнографы, разновидностей Чхау было больше, но до нашего времени дошли три: Серайкела Чхау (Джаркханд), Маюрбханж Чхау (Орисса) и Пурулиа Чхау (Западная Бенгалия). Серайкела – старший в семье Чхау, он сформировался первым. В 1882 году два Устада (учителя) из Серайкела были приглашены в Маюрбханж, став родоначальниками двух ветвей Маюрбханж Чхау.

 В Маюрбханж Чхау от масок отказались, в то время как Серайкела и Пурулиа используют маски, они различаются в зависимости от характера персонажа. В Пурулиа Чхау маски образуют целые декорации вокруг тела танцора, сочетаясь с головным и наплечным украшением. В Серайкела Чхау маски более натуралистичные, приближенные к естественному человеческому лицу.

История Чхау неразрывно связана с главным фестивалем региона, Чайтра Парба (март-апрель), знаменующим наступление нового астрономического года. В течение двух месяцев проводят ритуалы в честь Ардханаришвары, причём в качестве супруги Шивы здесь почитают Кали. Кульминацией этого религиозного праздника были четыре ночи состязаний, показательных выступлений и массовых танцев на территории княжеского двора, во время которых избиралась команда-победитель. Специально к месяцу Чайтра готовились постановки, где архаичные элементы, как, например, танцы охотников, имитация походок животных и птиц (топка и чали), движения на основе ежедневных забот сельских жителей (уффли), сочетались с воинскими упражнениями. Со временем забава воинов обрела черты театрализованного представления, и Чхау утвердился как часть придворных церемоний вне зависимости от фестиваля Чайтра Парба.

«Золотым веком» Чхау стали 30-40ее годы XX века, десятилетия правления последних махараджей колониальной Индии. В это время репертуар Чхау расширился, появились сольные и лирические композиции, где обыгрывался мягкий аспект танца, Ласья. После упразднения княжеств, Чхау оказался без покровительства, регулярные тренировки прекратились, исполнители были вынуждены осваивать другие профессии, а маски стали украшением стен.

Новая глава в истории Чхау открылась уже в наши дни - в среде городской интеллигенции заинтересовались потенциалом полузабытой традиции. Особенно востребованным искусство лицедейства и показательного владения оружием стало для актёров драмы, танцоров и в киноиндустрии. Сейчас Чхау на глазах преобразуется в синкретический танцевальный стиль, вбирая в себя разнообразные элементы. Маюрбханж оказался более открыт влиянию contemporary и южноиндийского боевого искусства Калари-паятту. Серайкела Чхау развивается в  традиционном русле, ориентируясь на наследие своего региона и структуру классических танцевальных стилей Индии. Пурулиа Чхау живёт как фольклорная традиция.

В 2010 году Чхау был внесён в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Александра Водопьянова

Записаться
  • О танце