О танце

Мохиниаттам – один из стилей индийского классического танца, исполняемый традиционно женщинами.Для него характерны мягкие, покачивающиеся, волнообразные движения, полные изящества и грации. Считается чистейшим воплощением Ласья, лирического, женственного характера танца.

Родина стиля МОХИНИАТТАМ – КЕРАЛА, «страна богов», как её поэтично любят называть сами индийцы.

МОХИНИАТТАМ – переводится как «танец Мохини» («Mohini» - «сводящая с ума», «чаровница» – аватара бога Вишну).В легендах-Пуранахнеоднократно упоминается о том, как бог Вишну принимал форму очаровательной волшебницы Мохини. Согласно одной из них, к помощи Мохиниприбегли, когда во время пахтания океана появился напиток бессмертия Амрита, и Мохини унеслаего, введя в исступление асуров. Хорошо известнаиистория возгордившегося демона Бхасмасура, которого Мохини увлекла танцевальным состязанием и заставила дотронуться до его же головы, обратив дар испепеления против себя самого.

Другая легенда рассказывает, что красота Мохини настолько пленила Шиву, что он упросил Вишну снова принять эту форму, и признать тем самым превосходство Вишну.

Именем божественной чаровницы, своевольной волшебницы был и назван приблизительно в XVIвеке стиль танца.

Ранее употреблялось название «Тевидиччи-аттам» («TeviticciAttam»), отсылающее к южноиндийской традиции девадаси- служанок бога, профессионально исполняющих танцы при храмах. ДевадасиКералы именовались «Тевидиччи» - («Teviticci» = «Tevar» + «Ati» + «Acci»; где «Tevar»= «Бог», «Ati» = «ступни»; «Acci» = «женщина», дословно «женщина, припадающая к стопам бога»).

Временем расцветаМохиниаттам явились годы правления махараджи СватиТируналя в первой половинеXIXвека. Махараджа приглашает ко двору известных музыкантов и танцовщиц со всего Юга. И, будучи  сам талантливым поэтом и музыкантом, пополняет репертуар МОХИНИАТТАМ новыми композициями (до наших дней дошли Падамы и ВарнамыСватиТируналя, широко известнаТилланаДханашри).С этого времени представления происходили  чаще во дворцах, чем в храмах. Стиль приобрёл придворную рафинированность. Именно о дворцовом периоде напоминает причёска, по которой можно безошибочно узнать танцовщиц Мохиниаттам – тяжёлый пучок с боку, на левой стороне головы, украшенный цветочными гирляндами.

Однако после смерти СватиТируналя, МОХИНИАТТАМ был почти забыт.

 

Поворотным моментом в возрождении стиля был интерес к традиционным искусствам Кералы поэта и общественного деятеля МахакавиВаллатол. Разыскав последних из оставшихся учителей, он открывает институт КералаКаламандалам, где с 1935 года начинается  регулярное преподаваниеМохиниаттам.

Уже в XXвеке,наследие девадасиобрело классический статус, и уверенно выступило на международную сцену, будучи  отточенным и систематизированным такими выдающимися исследователями как КальяниКуттиамма, ЧиннамуАмма, КаваламНараяна Паникер, Канак Реле, БхаратиШиваджи, ДиптиОмчериБхалла, Нина Прасад.

                                                                    

Традиционный костюм танцовщицы Мохиниаттам  - неизменно белого, традиционного для Кералы,  цвета, связанного с богиней наук и искусств Сарасвати. Украшения используются в основном золотые, без камней, - как древние атрибуты света и Солнца.На лоб танцовщицы наносится красная точка,символизирующая Солнце, и сверху Чандалам– желтая полоска,символизирующая Луну.

Александра Водопьянова.

Записаться
  • О танце